google-site-verification: google6f681f7943df4394.html Рецепты здоровья: Уныние - прямой путь к болезням

Уныние - прямой путь к болезням


greh-unyniya

Замечали ли вы, что жизнерадостные люди намного реже болеют, чем те, кто испытывает подавленное  состояние психики? Жалость к себе, накопление обид, отчаяние, тревога, чувство внутреннего напряжения, недовольство собой – это все проявления уныния. Это тягостное состояние духа неминуемо ведет к тому, что человека начинают одолевать  болезни. Даже банальная простуда  у заболевшего с угнетенной психикой протекает более остро и длительно, чревата  всевозможными осложнениями.


Следующие вопросы, раскрытые в этой статье, помогут вам понять, каким образом уныние вредит здоровью и как с ним бороться:

1. Психогенный характер многих заболеваний научно доказан 
2. Священное Писание на века опередило науку
3. Искаженное понятие о грехе
4. Грех – это вред,  причиняемый человеком  себе вследствие нарушения законов духовной жизни
5. Медицинский аспект  уныния  требует борьбы с  ним 
6. Суть уныния как душевного  расслабления, болезненного состояния духа
7. Зрелый взгляд на уныние  в Священном предании
8. Симптомы уныния
9. Причины уныния 
10. Средства от уныния

Психогенный характер многих заболеваний научно доказан 

О том, что  негативная настроенность нашего духа порождает уродливые формы болезней, есть много неопровержимых фактов и научных доказательств, накопленных психосоматической медициной, которая получает все большее распространение во многих западноевропейских странах и США.
Психосоматика  (психо  – душа, чувства, эмоции и сома – тело)  - это такой подход к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических (телесных) заболеваний.  На сегодня научно доказано, что отрицательные эмоциональные состояния, особенно затяжные, сопровождаются изменениями в первую очередь в сердечно-сосудистой и дыхательной системах и что около 50% заболеваний имеют психогенный характер. Эту тему я уже подробно освещала в статье "Ментальные ключи здоровья".

Священное Писание на века опередило науку

При этом Священное Писание, раскрывающее взаимосвязь между эмоциональной природой человека и состоянием его здоровья, на века опередило науку. Еще до нашей эры Соломон в Книге Притчей утверждал: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.» (Библия. Притчи 17:22)
У человека несведущего выражение «сушит кости»  может  вызвать представление о  всыхающих конечностях или что-то в этом роде.  Однако медики воспринимают это выражение совсем  по-другому.  Понятие  «сушит кости» они   связывают в первую очередь  с потерей плотности костей (остеопорозом),  а также  с ухудшением способности костного мозга производить клетки крови и иммунной системы. В медицинской науке подробно описано, что все клетки иммунной системы происходят из стволовых клеток костного мозга, которые дифференцируются в лимфоциты, гранулоциты, моноциты, эритроциты и мегакариоциты. В костном мозге происходит раннее созревание и дифференцировка В-лимфоцитов. Уменьшение количества стволовых клеток приводят к иммунодефицитам. Таким образом костный мозг оценивается как первичный орган иммунной системы!
Эта информация заставляет всерьез  задуматься о том, что унылый дух подобен страшному вирусу, способному  вызвать любые заболевания, нарушить деятельность  практически всех органов и систем.
В этом контексте  мы с благоговением должны относиться к предостережениям Церкви  от  уныния как  одного  из семи смертных грехов.

Искаженное понятие о грехе

Но что  такое грех? Мне кажется, что значительная часть людей, в том числе и верующих, имеют очень искаженное понятие о грехе. По крайней мере,  в той среде, в которой я выросла, грех понимали как какой-то "нехороший" акт-действие, проступок, за которым должна последовать Божья кара. Более циничные люди относятся к греху как к некой церковной уловке, необходимой для того, чтобы держать в узде и повиновении людей. А некоторые, по крайней мере, среди моих знакомых таких немало, совершенно искренне и даже с некоторой долей наивности считают себя безгрешными. В молодости я тоже не сильно задавалась этим вопросом, считая себя почти безгрешной.  Нет, на канонизацию, я, конечно, не претендовала и понимала все же, что  безгрешных на земле нет, да и скучно с праведниками.  Однако если никому зла не только  не делаешь, но даже не желаешь,  не убиваешь  даже животных, не крадешь, не врешь, то вроде как ты уже и праведник. 

Грех – это вред, который человек  причиняет сам себе вследствие нарушения законов духовной жизни

И только постоянное духовное просвещение  дало мне возможность осознать всю глубину понятия греха и мудрость законов духовной жизни, завещанных человечеству Великим Творцом. Большим просветлением для меня стали лекции  профессора богословия А. И. Осипова, утверждающего, что грех – это вред, который человек  причиняет сам себе вследствие нарушения законов духовной жизни. Эти нарушения точно так же чреваты опасными последствиями для здоровья и для жизни, как и нарушения биологических и физических законов. Разница в том, что нарушения последних двух очевидны, в отличие от нарушения духовных законов. Ведь каждый из нас точно знает, что употребление  в пищу чего-то несъедобного и ядовитого повлечет за собой ужасные последствия.  Точно также никто не сомневается, что ходить по битому стеклу или прыгать с большой высоты равноценно самоубийству.  Но редко кто задумывается о непоправимом вреде, причиненном себе вследствие нарушения духовных законов, так как они не  имеют осязаемых результатов. Мы не можем видеть, как реагируют клетки нашего организма в ответ на наши отрицательные  мысли, чувства и настроения, какие химические реакции запускает внутри нас наше негативное духовное состояние.

Медицинский аспект  уныния  как одного из смертных грехов приводит к пониманию важности борьбы с  ним  

Но разве не убедительны, например, аргументы и факты, приведенные выше,  относительно того,  как «унылый дух сушит кости»? Разве кто-нибудь желает себе того страшного и непоправимого вреда, который наносится организму духом уныния? Нет, нет, и еще раз нет! Осознание этого эмоционального состояния  как одного из смертных грехов, постепенно прорастающего в природу человека и приобретающего медицинский аспект, приводит к пониманию важности и необходимости борьбы с  этой негативной и сокрушительной энергией.  

Суть уныния как душевного  расслабления, болезненного состояния духа

Но прежде чем бороться, следует четко прояснить, что же такое дух уныния.
В чисто светском понимании уныние толкуется в словаре Ожегова как безнадёжная печаль, гнетущая скука. 
Более точному толкованию этого слова способствует подбор  синонимов (отчаяние, печаль, хандра, депрессия, а в церковной литературе также   безнадежная грусть, упадок духа, робость, леность души, злое разленение, отчаяние, потеря всякой бодрости и надежды, безутешность, праздность, тягота духа ).  
Расширить и углубить понимание сути уныния как душевного  расслабления, болезненного состояния духа помогут также высказывания мудрых людей:
  • “Растить в душе побег уныния - преступление.”  (Омар Хайам).
  • “Уныние — это нравственная смерть.” (Ларошфуко).
  • “Унынье — не лекарство, горький яд, когда поправить дело невозможно…”
  • (В.Шекспир).
  • “Мрачность и уныние несовместимы со счастьем...” (Т. Драйзер)
  • “Не печалуйся в скорбях,- уныние само наводит скорби.” (К. Прутков)
  • “Уныние часто бывает пагубнее породившей его причины: оно довершает наши несчастья, лишая нас средств пособить горю.” (Саньяль-Дюбе)


Зрелый взгляд на уныние  в Священном предании

Наиболее же зрелый взгляд на это деструктивное состояние психики можно сформировать только через постижение глубины его трактовки в Священном предании. Святые отцы христианской церкви характеризуют уныние как порочный образ мыслей, негативное состояние разума и гнет души, очень серьёзный, тяжкий грех, разрушающе действующие на человека: 

Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… (Иоанн Лествичник)
...<Уныние> подобно смертоносному червю, касаясь не только плоти, но и самой души, оно – моль, поедающая не только кости, но и разум, постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души, непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сожигающий сильнее всякою пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением (Иоанн Златоуст)
..Уныние тягостнее всех бедствий... оно – вершина и глава несчастий... (Иоанн Златоуст).
«Скука унынию внука, а лености дочь…» (Преподобный Амвросий) 

Симптомы уныния

Прорастая в природу человека, грех уныния вредит всему организму, вызывая разрушительные процессы в нем. Медицина диагностирует уныние как депрессию и определяет следующие симптомы этой болезни.

Деструктивные проявления в эмоциональной сфере

  • безысходность, безразличие и равнодушие ко всему. 
  • угнетенное, подавленное настроение, жалость к себе, отчаяние
  • тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды
  • чувство вины, частые самообвинения
  • недовольство собой, снижение самооценки, неуверенность в себе
  • утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий
  • снижение интереса к окружающему


Нарушения физиологических функций

  • нарушения сна (бессонница, сонливость)
  • изменения аппетита (утрата его или переедание)
  • сбои в работе кишечника (запоры)
  • быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках 
  • оли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах)


Поведенческие проявления уныния

  • бессилие, слабость, пассивность
  • склонность к уединению, утрата интереса к другим людям
  • отказ от развлечений
  • злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дающими временное облегчение


Патологии мыслительной деятельности

  • замедленность мышления
  • рассеянность, сложность в концентрации внимания
  • преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом
  • мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни


Причины уныния 

Медицинская наука определяет причины депрессии (уныния) внутренними перестройками организма. Это подтверждается биохимическими анализами. Так, обнаружен целый ряд веществ, которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию). Например, исследователям удалось выделить и изучить серотонин, который напрямую управляет настроением человека. Расстройство физиологических функций в организме заболевшего депрессией человека сопровождается снижением уровня серотонина, что и приводит к унынию. Действие многих антидепрессивных лекарств состоит в нормализации нарушенных нейрохимических процессов выработки и обмена серотонина. 
Однако  медикаментозное вмешательство в психику не есть хорошо. И тот, кто понимает взаимосвязь между эмоциональной природой человека и состоянием его здоровья, вряд ли  станет прибегать к медицинской помощи. Всем известно: чтобы избавиться от болезни, надо  устранить причины. А первопричина уныния – это не снижение уровня серотонина, а то состояние духа, которое приводит к этому. Поэтому нужно устранять именно те причины, которые вызывают это болезненное состояние духа.
Вместе с тем эти причины еще ни одного человека на земле не миновали. Каждый на разных этапах жизни переживает  обиды, трудности, бедствия, болезни, утрату близких. А горе, страдания, скорбь, плач – это обычная эмоциональная реакция на тяжелые обстоятельства жизни. И как следствие этого неизбежны уныние, печаль, душевная тоска. 
Однако важно понять, что эти тяжелые события не являются причиной уныния, они только провоцируют его. 
Причина уныния всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает возникшие тяжелые обстоятельства, какими личностными качествами он обладает, насколько зрелый взгляд сформирован у него на всевозможные жизненные ситуации. 

В этой связи можно выделить следующие причины уныния:


Гордость и оскорбленное самолюбие.  Вообще грехи и страсти церковью рассматриваются во взаимосвязанной цепочке, при этом первопричиной любого греха всегда выступает гордыня.

Тщеславие (как разновидность гордости) и порождаемый им грех зависти. Видя, что равные ему пользуются большими преимуществами, человек начинает завидовать другим.

Еще одно проявление гордыни - чрезмерная эгоистичная занятость собой, своими переживаниями, неудачами, что порождает жалость к себе.

Недостаток или прекращение деятельности. Без применения своих сил и способностей  душа теряет живость и бодрость, становится вялой.

Доминирование  во внутреннем мире человека мрачных и тяжелых мыслей. Так, например, человек легко может впасть в уныние, часто размышляя о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные на земле скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Главная же причина уныния -  маловерие, скудость надежды, недоверие к Богу.

Средства от уныния


Дух уныния – это затянувшееся болезненное состояние души. Оно становится зависимостью и, как и всякий идол, требует жертв. Поэтому уныние подобно болоту: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться. Счастье, если у человека есть опытный духовный наставник, который поможет разобраться в причинах возникшей тяготы духа и путях избавления от этого смертного греха. Если же такого наставника нет, то на православных сайтах можно найти много прекрасных статей, молитв и рекомендаций, которые помогают исцелиться от уныния.
Ко всему этому я могу предложить те средства от этого тягостного состояния психики, которые накоплены мной  в процессе духовного просвещения.

Утешение

Первым утешением в унынии может  быть мысль, высказанная Фаустом, о том «,… что в мире всё страдало всегда, как и теперь, и что счастливых мало»
Из сокровищниц мировой литературы можно почерпнуть много цитат, иллюстрирующих преходящесть и горя, и печалей. Какое  замечательное поэтическое утешение, например, оставил нам А. С. Пушкин:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

А вот замечательное философское стихотворение  его современника Е.А. Баратынского:

Наслаждайтесь: все проходит!
То благой, то строгий к нам,
Своенравно рок приводит
Нас к утехам и к бедам.
Чужд он долгого пристрастья:
Вы, чья жизнь полна красы,
На лету ловите счастья
Ненадежные часы.

Не ропщите: все проходит,
И ко счастью иногда
Неожиданно приводит
Нас суровая беда.
И веселью и печали
На изменчивой земле
Боги праведные дали
Одинакие криле.

А сколько утешающих цитат содержит в себе поэма  Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»: 

Не оценишь сладость жизни, не вкусивши горечь бед.

Только тот узнает счастье, кто печаль перенесёт.

Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает.

Любая деятельность, приносящая радость, также приносит утешение.  О позитивном  ее влиянии на наше здоровье говорил выдающийся ученый-физиолог И. П. Павлов: «Радость, делая нас чувствительными к каждому биению жизни, к каждому впечатлению бытия, безразлично как к физическому, так и к моральному, развивает, укрепляет тело». О значении радости в борьбе с унынием подчеркивают и антоним этого слова: веселый (хотя я лично к нему добавила бы радостный, жизнерадостный, жизнелюбивый).
Радость можно ощутить от общения с друзьями, от прогулки, от чтения духовной литературы, от путешествия по интересным местам… Можно и нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни, в  помощи нуждающимся, в заботе о ближних.

Трудотерапия

Требуется большой труд, дисциплинирование  своей воли и души, чтобы выбраться самому из болота лености, расслабления, в которые погружен человек, охваченный унынием.  Причем труд только  личный: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Уныние – это расслабленность воли, а воспитывать ее может только сам человек. «Бог не спасает нас без нас», Он посылает нам помощь и средства, а мы должны их использовать, хотя гораздо  легче плыть по течению, по воле волн.  

Благодарностью Богу, вера и доверие Ему.

Печаль, уныние (депрессия) лечатся благодарностью Богу, верой и доверием Ему. Благодарность к Богу – это проявление нашего умения ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Большинство же из нас в своих скорбях ропщут на Бога, на Его несправедливость. Для тех, кто не умеет глубоко мыслить, вроде как и убедительно: другие погрязли в грехах, а живут в роскоши и полном здравии. Здесь только постоянное  духовное просвещение  даст возможность постичь мудрость Творца, давшего человеку свободу выбора. Каждый выбирает сам свои мысли, которые «подобно рулю корабельному», управляют его жизнью, каждый сам выбирает и творит свою судьбу. Кроме того, человек судит только с позиции сегодняшнего дня и текущего момента. Если человек процветает сегодня, это не значит, что так будет всегда, и наоборот. Как в природе требуется время, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, так и в жизни человека его сегодняшнее ментальное состояние принесет плоды (хорошие или плохие, это зависит только от самого человека) спустя месяцы, а то и годы.
Только духовно просвещенный человек способен понять также,  что  не по силам испытаний Бог не дает, что неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его душа, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках.
Еще один смысл скорбей – в  очистительном действии, которое они производят на человеческую душу. Это хорошо понимали древние греки еще в языческие времена. Они придумали  театр, чтобы дать возможность зрителям  испытать личный  катарсис, т. е. очищение,.благодаря состраданию героям на сцене  Если мы правильно относимся к страданиям, то они делают нас лучше, чище, добрее, заставляют по-другому взглянуть на себя, избавиться от своей негативной ментальности и тем самым улучшить и здоровье, и другие сферы своей жизни.
Осмыслив все изложенное,нельзя не согласиться со словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.”  

Вам может быть также интересна статья:





Комментариев нет:

Отправить комментарий