google-site-verification: google6f681f7943df4394.html Рецепты здоровья: Любовь - ментальный ключ к здоровью

Любовь - ментальный ключ к здоровью


istselajushchaja-lubov
Задумывались ли вы когда-нибудь об истинной любви? Не о том бурном чувстве, у которого «неистовый конец».  Не о том красивом пороке, которому все так безумно поклоняются.  
Что вы знаете об истинной любви? О той самой сильной энергии, которая, по справедливому утверждению автора "Божественной комедии" Данте, «движет солнце и светила»? О том духе, который творит прекрасные формы нашего бытия,  вносит гармонию в жизнь, наполняет здоровьем  и исцеляет  даже неизлечимые болезни? Хотите узнать об этом? Хотите  углубить  понимание сути любви как   ментального состояния организма,  дающего ключи к здоровью? Тогда приглашаю вас к глубокому и серьезному чтению.



Содержание статьи
  • Любовь и ментальность: какие формы творит  дух любви?
  • “У бурных чувств неистовый конец”?
  • Пользуетесь ли вы критериями любви, выработанными древними греками?
  • Согласны ли вы с советами медиков использовать секс для пользы  здоровью?
  • Известны ли вам научные обоснования верности критериев древних в определении любви-эроса и любви-мании?
  • Можно ли приобрести любовь, которая является исцеляющим бальзамом для души?
  • Воспринимаете ли вы образ Золушки как образец любви, основанной на смирении?
  • Достижим ли идеал в реальной жизни?
  • Согласны ли вы с мнением, что любовь-смирение - это объективное видение себя, своих недостатков?



Любовь и ментальность: какие формы творит  дух любви?

Так вот, духовные законы первичны в человеке, именно духовное состояние определяет всю совокупность жизни. Очень подробно об этом вы можете прочитать в моей статье "Ментальные ключи здоровья". Если принять как истину утверждение профессора богословия Осипова А. И. о том, что “дух творит формы”, то какие же формы творит любовь? В ответ на этот вопрос у меня почему-то сразу возникает  образ Паоло и Франчески из той же  “Божественной комедии”. Почему   Данте, провозгласивший, что “любовь... движет солнце и светила”, поместил эту влюбленную пару в  ад, где они по его  воле кружатся, не размыкая объятий, в вечном вихре дьявольского огня? Напрашивается вывод, что любовь творит формы водоворота бесконечного неуправляемого  вихря страстей? 

 “У бурных чувств неистовый конец”?

Почему финал любви, являющейся предметом восхищения и поклонения, всегда трагичен?
Хорошо, я понимаю, что Данте как последний поэт Средневековья осуждает с точки зрения церковных правил влюбленных, переступивших законы морали (Франческа изменила мужу с его родным братом, и за это они оба должны нести наказание).
Но я понимаю также и то, что именно такая любовь, не признающая правил и не знающая границ, воспета в искусстве всех времен и народов. Те же Паоло и Франческа, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лейли и Меджнун, Ланселот и Гиневра, Антоний и Клеопатра… Вне сомнения, именно такая любовь, на которую были способны эти пары, остается во все века предметом восхищения и поклонения.
Это так, но почему финал этой любви всегда трагический? “У бурных чувств неистовый конец”,- справедливо отмечает сам Шекспир в своей светлой трагедии.  Но почему так? Это верность объективной действительности или воля творческого воображения создателей этих прекрасных  образов влюбленных? И почему Данте сам себе противоречит? Почему, провозглашая, что “любовь... движет солнце и светила”, он сам же наказывает влюбленных, создав для этого дивную аллегорию круговорота в вихре страстей?

Пользуетесь ли вы критериями любви, выработанными древними греками?

Чтобы ответить на эти вопросы,  нужно руководствоваться определенными критериями для оценки чувств, обозначаемых словом любовь.  Ведь любовью мы называем  и привязанность, и благожелательность, и дружелюбие, и заботливость в отношении к другим, и нежное сочувствие и благоговение, и восхищение, и особого рода интимную связь между любовниками или супругами, влечение, вожделеющую страсть и самозабвенное любование...  
Но где искать  критерии для оценки этих чувств?  Я привыкла обращаться по подобным вопросам к древним: к философам античности,  к Священному Писанию. Так вот, согласно распространенному мнению, античные философы,  гораздо тоньше осознавая нюансы в человеческих отношениях и чувствах,  подобрали много языковых средств для выражения своего понимания разного опыта любви. Из них наибольшее распространение   получили 7 слов: эрос, людус, сторге, филия, мания, агапе, прагма.

Основными видами любви многие считают 4: эрос, людус, сторге, филия.

Эрос
Чувственная устремленность, восторженный порыв к предмету страсти, вожделение к нему, эмоционально насыщенные переживания. Эрос не подразумевает только физическое влечение к объекту любви. Это прежде всего  почитание, поклонение, идеализация и даже некоторое обожествление объекта любви, а также желание полностью обладать им. Это любовь - зависимость, при которой  всегда наступает период, когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом,  любовь проходит, начинается  поиск   нового       партнера. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. 

Людус
Некоторые ученые считают, что древние греки не знали этого вида любви. Если коротко, то людус – это секс без обязательств, секс-развлечение, игра для получения удовольствия, основанная на половом влечении Это потребительская любовь, для которой характерны неглубокие, поверхностные чувства, не удовлетворяющие партнеров полностью. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. В результате влюбленным всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. При этом параллельно могут сохраняться отношения и с постоянным партнером. Любовь-людус недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, когда партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге
Любовь-нежность, любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях. Сторге никогда не возникает сама по себе. По мнению греческих философов, это всегда продолжение другого чувства:  либо дружбы, либо эроса (и это лучший вариант того, чем может закончиться эрос). Если супруги живут счастливо много лет, то их, скорее всего, связывает именно сторге. Вместе с тем многие ученые справедливо отмечают, что сторге - это изначальное, природное, родовое, внутреннее, постоянное чувство, рождающееся из естественной связи: между родственниками, между супругами, а также у гражданина в его отношении к отечеству.

Филия
Платоническая любовь, названная так потому, что в свое время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Филия основана на духовном притяжении, на внутренней проникновенности и близости. При такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Следующие три вида любви  являются сочетанием основных видов:

Мания 
Тяжелая любовь. Греки считали, что это – «безумие от богов», одержимость. Любовь - манию считали и считают наказанием. Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Ей всегда сопутствует ревность и изнуряющая страсть. Мания  деструктивна, иррациональна, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Это тот самый случай, когда в любовь бросаются «как в омут». Именно такая любовь ломает людям жизнь, разрушает семьи. Многие люди в течение своей жизни испытывают манию. Спасает их только то, что, как правило, мания недолговечна. Если же она затянется, то может привести к проблемам с физическим и психическим здоровьем. 

Агапе
Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь, основанная на  полной самоотдаче, полном принятии и уважении любимых,  на теплой оценке индивидуальных качеств человека, на уважении к нему.  В агапе доминируют  милосердие и умение жертвовать собой ради объекта любви, растворение любящего в заботе о любимом. Данная любовь сочетает в себе нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Для христиан агапе - лучший вид любви между мужчиной и женщиной. Многие ученые считают, что в Библии, особенно в новом Завете, употребляется именно это слово для обозначения любви к Богу, к ближнему. 

Прагма
Это совокупность  людуса и сторге, рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Не брак по расчету (в таком браке любви может и не быть), а любовь по расчету, легко поддающаяся рассудочному контролю, прагматичная (что  понятно по названию). В ней присутствуют  элементы выгоды, причем не обязательно материальной: может устраивать общение с этим человеком, его личные качества, сексуальные достоинства и так далее. Это может быть даже любовь в обмен на любовь. Такая любовь не возникает сразу. Сначала человек подбирает себе партнера, вычисляя его из многих по заранее разработанным критериям, а затем уже, когда видит, что в его избраннике присутствуют все необходимые качества, начинает испытывать к нему и уважение, и даже нежные чувства, то есть прагму. Это любовь по расчету, не от сердца, а от ума, от доводов  рассудка, от осознанно принятого решения любить конкретного человека. Несмотря на то, что чувства прагмы не глубоки, элементы теплоты и надежности имеют место. Пара, соединенная  таким видом любви, вполне может быть счастлива всю жизнь, а со временем прагма может перерасти в другой вид любви. 

Согласны ли вы с советами некоторых медиков использовать секс для пользы здоровью?

Итак, имея эти критерии для оценки состояния любви, уже можно хотя бы попытаться определить, какую любовь можно считать ментальным ключом к здоровью. 
Не знаю, приходилось ли вам такое слышать, но лично я слышала от медиков много раз, что для здоровья очень важен и полезен секс. Советы, конечно давать легко, но за выбор отвечать не тому, кто советовал, а тому, кому   советовали. Так вот, чтобы сделать свой выбор, я должна подумать, к какому виду любви отнести секс? В данном случае это не эрос: о чувственном устремлении по рекомендации врачей речи быть не может. Скорее всего, они советуют любовь-людус, благодаря которой организм человека, получая удовольствия, может привести в порядок свои органы и системы. Или любовь-прагму: я должна принять осознанное решение любить того, кто обеспечит мне именно такой секс, который полезен для моего организма. И с этим можно легко согласиться, ведь любовь как секс, любовь на биологическом уровне является одним из тех естественных свойств, благодаря которым существует мир. Только причем здесь менталитет? Разве секс формирует духовную настроенность, образ мышления, ценностные ориентации, т. е то, что определяет характер наших болезней, “режиссирует” их? Ну и, шутки ради, хотелось бы задать вопрос: а вам известны случаи исцеления больных благодаря занятию сексом? Среди моих знакомых  есть несколько женщин, променявших семейный уют и покой на хороший секс. Не знаю, это закономерность или чистое совпадение, но эти женщины очень быстро состарились и век их был коротким. А если еще приводить примеры о тех, кто подцепил инфекции, передающиеся половым путем, и об  их последствиях для здоровья, то тут уж точно “спасибо” медикам за советы (только ни в коем случае не поймите эти мои мысли как агитацию против секса - я просто привыкла все вопросы рассматривать под микроскопом аналитической мысли ).  

Известны ли вам научные обоснования верности критериев древних в определении любви-эроса и любви-мании?

Более убедительными выглядят исследования ученых о том, что состояние влюбленности, стимулируя химические процессы в головном мозге, наполняет наш организм  химическими веществами и гормонами, которые производят ощущение удовольствия и вызывают полный спектр всех позитивных эмоций от радости до увлечения, благодаря чему дают то наслаждение, к которому все стремятся. Но здесь тоже очень много вопросов. Например, насколько полезно наполнение тела на этапе страсти гормонами, вызывающими ощущение сильнейшего желания, когда  адреналин и норэпинефрин заставляют сердце биться учащенно, когда химическое вещество в мозге дофамин, подобно наркотику, создает чувство эйфории, (кайфа)? Еще один существенный вопрос, связанный с понижением под влиянием любви уровня мозгового химического вещества серотонина. Но ведь это первый признак синдрома навязчивых состояний (психического расстройства, характеризующегося развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами). Именно падением уровня серотонина можно объяснить сильную концентрацию влюбленного человека на объекте влечения, а также  невосприимчивость к нежелательным чертам партнера и обращение  внимания только на положительные качества, что впоследствии, при “отрезвлении” приводит к разочарованию. В итоге подобные исследования только научно обосновывают верность критериев любви-эроса и любви-мании, данные древними греками.  

Можно ли приобрести любовь, которая является исцеляющим бальзамом для души?

Опираясь на критерии, проверенные тысячелетиями, на нравственные ценности, выработанные человечеством, я делаю выводы, что более сильного исцеляющего средства, чем любовь, не существует. В качестве подтверждения справедливости этой мысли можно привести много описанных в медицине примеров об исцелении обреченных больных благодаря возникшему состоянию  любви. Но в этом контексте я веду речь о любви как состоянии души. При этом выше описанные критерии ориентируют лично меня на самые высокие стадии любви: филию, сторге и агапе. 
Именно такая любовь (в моем понимании, при этом я не претендую, что оно самое верное) и является ментальным ключом здоровья. Еще в юные годы я сделала для себя важное умозаключение: какой человек, такая и любовь. Теперь я выражаю это гораздо точнее: какой уровень духовного развития человека, на такую любовь он и способен. Следовательно, любовь - это ценность, которая приобретается на пути познания себя, в процессе аскезы, постоянных занятий своей душой. А многие ли из нас знают, что это такое и с чем его едят? Как заниматься своей душой? Каким должно быть содержание этих занятий?

Воспринимаете ли вы образ Золушки как образец любви, основанной на смирении?

Можно, например, взять какой-то образ за эталон, за модель поведения и пытаться стать на него похожим. Таким образом может быть Золушка. Одноименная западно-европейская сказка - один из наиболее популярных “бродячих сюжетов”. Он имеет тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. В детстве в интерпретации сюжета Шарлем Перро это была одна из моих любимых сказок. Но почему у меня с детских лет сформировался вывод о том, что Золушка была награждена большим человеческим счастьем за свое трудолюбие? Почему только в процессе моего духовного развития я поняла, что народная фантазия наградила героиню сказки не за трудолюбие, а именно за ее  любовь?  Да-да, за ту любовь, которая основана на смирении, которая  “долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла”. Именно так характеризует любовь апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. А Лев Толстой по-своему излагает суть такого чувства:«Свойство любви именно в том, что она даёт благо тому, кто её испытывает».

Достижим ли идеал в реальной жизни?

Но кто способен на такую любовь? Лично я, как ни стараюсь, но не способна ни к смирению, ни к долготерпению. И больше всего  не могу  не раздражаться, особенно в ситуациях, когда те, кого я люблю, нагло врут,  изворачиваются, проявляют низменные страсти. Увы, мои попытки исправить себя в этом плане пока тщетны. Успокаивая себя, я размышляю примерно так: идеал есть идеал, он недостижим в реальной жизни. Кроме того, согласитесь, что те, кто индифферентно реагирует на негатив  в отношениях с близкими, - это чаще всего либо равнодушные, либо эмоционально тупые личности. Очень-очень редко встречаются люди, поведение которых поистине - сама любовь, и все реакции которых на поведение окружающих основаны на любви к ближнему как к самому себе, а не на простом безразличии и равнодушии.
В общем, у меня есть много доводов в свое оправдание. Но есть и здравый смысл в стремлении к тому, чтобы не останавливаться на пути своего духовного развития. Ведь спокойная атмосфера, доброжелательная попытка понять и разобраться в причинах того же вранья дает гораздо больший результат, чем вспышка раздражения, которая лишь усугубляет проблему, порождает конфликт и отчуждение. Кроме того, чувство жалости, понимания, милосердия вместо раздражения и есть та любовь, которая является исцеляющим бальзамом и для моей души, и для души того, в адрес кого я проявляю свои чувства.

Согласны ли вы с мнением, что  любовь-смирение - это объективное видение себя, своих недостатков?

Очень существенным шагом на пути постижения любви как ментального ключа к здоровью для меня стало переосмысление понятия о смирении благодаря лекции профессора богословия Осипова А. И. “Смирение и любовь”. Дело в том, что я давно понимаю свой главный духовный недостаток - отсутствие смирения.  Без смирения, без этого главного свойства развитой души невозможно достичь той любви, которая  “долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла”.  
Некоторое время я пыталась  сформировать внутри себя это свойство в чисто толстовском понимании: подставлять правую щеку тому, кто ударил по левой.  Естественно, у меня ничего не получалось. И вот наконец я почувствовала, что смогу достичь смирения в том понимании, которое дает профессор Осипов. Смирение - это объективное видение себя, своих недостатков,  неспособности самому, без Бога стать хотя бы чуть-чуть лучше, т.е. хоть немножко исцелиться от тяжелых болезней, которые во мне есть. Только такое видение себя в своем несовершенном состоянии может быть прочным фундаментом в духовной жизни. И тогда, понимая свою несовершенность, видя свои недостатки, я буду смотреть на близкого мне человека как на такого же больного, как и я. Такое видение несовершенства и меня, и того, кто мне близок и дорог, гасит раздражение, ведь мы оба больны, только симптомы у нас разные. При таком подходе к проблеме, при таком понимании любовь является, по определению апостола Павла, результатом очищения души от всего дурного, от греховных страстей, плодом духовного развития человека, вершиной всех достижений. 
Разве не такая любовь  “движет солнце и светила”? Разве не такая любовь обеспечивает то духовное состояние, которое и есть ментальным ключом здоровья?


Комментариев нет:

Отправить комментарий